Боевые искусства и самосовершенствование

Все школы боевых искусств можно классифицировать по нескольким параметрам. Во-первых, они бывают боевыми, классическими или спортивными. Во-вторых, мягкими или жёсткими. В-третьих, внешними или внутренними. И наконец, они бывают восточными, западными или нашими, российскими. А ещё есть авторские стили и… остальные.

Кроме этого школы делятся по тому, каким образом они поощряют своих учеников к самосовершенствованию. Но об этом позже, а для начала разберёмся с тем, что есть что, в мире боевых искусств.

Авторские школы боевых искусств

Обычно считается, что авторский стиль это стиль, автор которого известен. Но есть множество таких школ, которые прошли проверку временем, обрели международное признание и вышли на уровень традиционных боевых искусств.

Так широко известны школы созданные Морихэем Уэсиба (айкидо) и Масутацу Ояма (Кёкусинкай). Кроме того, все древние традиционные школы тоже когда-то были авторскими, поэтому стоит уточнить, что авторский стиль это стиль, созданный мастером «под себя», под свои физические и психологические параметры. Таким стилем без сомнения можно считать стиль Брюса Ли Джит Кун-До.

Боевые искусства и самосовершенствование
Брюс Ли

Боевые, классические и спортивные школы

Это странно, но развитие цивилизации приводит к тому, что некогда боевые искусства становятся спортивными или классическими. Причём это не значит, что мы становимся более гуманными. Скорее наоборот. Боевое искусство это, прежде всего победа и эффективность поражения противника. Под эффективностью понимаем способность достигать малыми силами максимальной эффективности. А что более эффективно, чем АК-47?

Боевые искусства и самосовершенствование
Русский рукопашный бой

Возьмем, например самое боевое из всех боевых искусств – бой на мечах. Но уже в 19 веке оно начало превращаться в спортивное фехтование, причём на Западе раньше, чем на Востоке. Или стрельба из лука – сейчас назвать его боевым ни у кого язык не повернётся, а раньше, именно лук был главным оружием самурая.

Посему, если вы хотите искать настоящую боевую школу, то вам прямая дорога в секцию рукопашного боя. Правда, даже рукопашный бой сегодня обзавёлся спортивной составляющей, но сейчас без этого никуда. Массам нужны соревнования.

Тут мы подошли к смыслу существования спортивных боевых (странное сочетание) искусств. Соревнования. Цветные пояса. Спарринги.

В классических боевых искусствах соревнования тоже есть, но со спаррингами там напряжёнка. Между классикой и спортом отличие как между кендо, фехтованием на бамбуковых мечах и иайдо, искусством выхватывания уже вполне себе настоящей катаны. По которому соревноваться вполне можно, а вот спаринговать (и остаться живым) весьма затруднительно.

Если школа классического боевого искусства хочет использовать спарринги, то она либо сильно ограничивает спарингующих разными правилами, либо превращается в спортивную. Или, как это часто бывает, разделяется на классическое и спортивное направления.

Боевые искусства и самосовершенствование
Спарринг

Восточные и западные школы боевых искусств

Ещё одна система квалификации школ боевых искусств – национальная. Приверженцы этой системы делят боевые искусства на восточные, западные и… все остальные. Под остальным, видимо подразумевается российские, или, если хотите славянские системы боя. Ибо весь остальной мир чётко относится либо к Востоку, либо к Западу.

У этой системы есть определённое достоинство. Ибо если вы вдруг, скажем, китаец, то в генетическом коде у вас прописаны движения, используемые в Ушу. А, соответственно у русских в генах движения (посмотрите на старинные пляски), применяемые в русском кулачном бое. Но это уже совсем другая тема.

Мягкие и жёсткие школы боевых искусств

Иногда, говоря о внутренних школах, подразумевают, что они мягкие, а внешние, соответственно жёсткие. Но это не всегда так. Дзюдо – классическая мягкая внешняя школа, а Син-И – жёсткая внутренняя.

Нет смысла долго пояснять, что имеется ввиду под жёстким и мягким. Достаточно посмотреть на каратэ и айкидо. Или, как на пальцах объяснял один ушуист – представь, что на тебя летит бревно. Мягкий боец увернётся, а жёсткий пройдёт сквозь него. 

Но о внутреннем и внешнем сказать нужно немного больше. И начать лучше всего с определения, что же такое боевое искусство.

Что такое боевые искусства?

Одни могут сказать, что это система самозащиты, другие – эволюционно развившиеся приёмы уничтожения своих ближних, которые всегда были необходимы человечеству, как в военное, так и в мирное время.

И они, конечно, будут правы, но так же, правы и те, кто рассматривает боевые искусства как комплексные системы самосовершенствования. И не только физического, но и духовного.

Боевые искусства и самосовершенствование
Даос

Представьте себе, как какие ни будь древние даосы, в не менее Древнем Китае подбирали себе учеников. Им то нужны были люди, которые готовы свою жизнь положить на стремление обрести Дао, а окружающая их молодёжь (серьёзное обучение лучше начинать с молодого возраста) больше мечтала о… короче, с большой долей вероятности, она мечтала о чём-то другом. Например, о том, как научиться круто драться.

Сейчас, кстати ситуация не лучше. Сколько людей захотят заниматься чисто духовным совершенствованием, если в комплекте к нему не идёт пробитие энергетических каналов и способность прыгать выше головы?

И что же сделали эти древние мудрецы? А связали духовное совершенствование с умением проламывать кулаками кирпичные стены.

Разумеется, всё могло быть совсем не так, может это были совсем не даосы. Может самих древних даосов как раз и научили те, кто додумался до этого первым. Не суть. А суть в том, что любое боевое искусство представляет собой систему изменения личности обучающегося. Изменения в лучшую сторону, что и является самосовершенствованием.

Конечно, если это настоящее боевое искусство, а не курсы самообороны для женщин с двумя занятиями в неделю.

Внешние и внутренние школы боевых искусств

И вот, школы боевых искусств делятся по методам изменения личности ученика. Одни, внешние – выстраивают вокруг личности внешний каркас из правил, требований, самурайских и рыцарских кодексов. Которым или соответствуешь или вылетаешь из школы.

Боевые искусства и самосовершенствование
Ушу. “Жёсткий стиль”.

Внутренние гораздо мягче и одновременно, жестче. Тут все требования и принципы закладываются непосредственно в душу ученика, что уже можно назвать духовным совершенствованием. В задачу же ученика входит сначала понять, а потом и соответствовать понятым принципам (что является самым настоящим самосовершенствованием). Те, кто не справляются ничего в внутренней школе не достигнут. Только потеряют время.

Кстати, знающие люди говорят, что тем, кто хочет чего-то достичь во внутреннем стиле, надо сначала позаниматься лет десять внешним. А уж потом, можно переходить к обучению во внутренней школе. В противном случае, если вы сразу пойдёте, ну например в тайцзицюань, (если конечно вы не скрытый гений с кармической связью с этой школой), то будете просто заниматься гимнастикой. Которую применять в реальной боевой обстановке будет гораздо опаснее, чем навыки быстрого перемещения на длинные дистанции.

Самосовершенствование без боевого искусства

Можно совершенствоваться и без боевого искусства. Фалуньгун является внутренней школой самосовершенствования в которой нет содержания из Ушу. Можно ли совмещать занятия боевыми искусствами и практику Фалуньгун? Можно, но только если вы занимаетесь не внутренним стилем. Потому что в любом внутреннем боевом искусстве есть свой цигун. А по правилам школы Фалуньгун, его практику нельзя совмещать с любым другим цигун.

Зато в Фалуньгун человек сразу начинает заниматься самосовершенствованием. И ему не нужно практиковать много лет во внешнем стиле, чтобы начать серьёзно совершенствоваться во внутреннем.